[:ru]
Советы родителям и педагогам
|
«Дети индиго». Родословная опасного мифа. Часть 1.
Стремительно и непредсказуемо меняется окружающий мир. Мы постоянно сталкиваемся с новыми неизвестными ранее явлениями и событиями. Часто явления старые, давно известные вдруг наполняются новым смыслом и начинают звучать непривычно. Порой трудно разобраться, что происходит, действительно ли перед нами что-то новое или нашим доверием злоупотребляют, просто обманывая нас. Одним из таких явлений стали разговоры о «детях индиго». На это не стоило бы реагировать, если бы эти спекуляции не эксплуатировали традиционно высокий интерес общества к проблемам детской одаренности.
Ребенок испытывает трудности в обучении, в общении со сверстниками и педагогами – это вполне обычная, старая как мир ситуация. В школе отмечают его нежелание учиться, и даже говорят об отставании в когнитивном развитии, при этом родители замечают, что этот же самый ребенок дома интенсивно осваивает знания, находящиеся далеко за пределами школьных программ. Педагоги говорят о поведенческих отклонениях и проблемах в коммуникативной сфере, а родители слышат дома от этого же ребенка совсем недетские рассуждения об этике и гуманизме. У школьника не ладятся отношения со сверстниками, а родители замечают, что их ребенок добр и отзывчив. Добавим к этому, что каждая нормальная мама тверда в убеждении, что ее ребенок самый лучший, самый умный, самый добрый, самый красивый, самый, самый, самый… (замечу попутно – это всегда истинная правда!). Как видим – налицо весьма традиционный когнитивный диссонанс! Как его преодолевать родителям?
Можно, конечно, обратиться к психологу и объективно, без лишних эмоций, разобраться в истинных причинах возникающих проблем. Но это сложно, хотя бы уже потому, что требует от родителей нелегкой душевной работы. При этом рядом великое множество наследников Остапа Бендера, активно эксплуатирующих старые и разрабатывающих новые «относительно честные способы отъема денег у населения». Они-то и предлагают простое и ясное решение, говоря родителям: «Не слушайте непосвященных! Ваш ребенок посланник Бога, представитель новой расы землян. Он – ребенок-индиго!» И вот уже наши родители с жадностью впитывают абсурдные утверждения об «открывшихся где-то наверху невидимых вратах, через которые, в обличии наших детей, спешат на Землю ангелы и пророки, чтобы спасти этот грешный мир и всех нас».
И теперь тяжелые переживания мамы и папы по поводу отсутствия позитивных познавательных интересов, гиперактивности, гиперчувствительности, аутизма или других реальных проблем ребенка оказываются далеко позади. Окрыленные «новым знанием» родители могут гордо и прямо заявить не приобщенным к этим «великим истинам» педагогам и погрязшим в позитивизме психологам: «Отстаньте от ребенка. Он у нас индиго!» Да, что греха таить, иногда и педагоги, и даже школьные практические психологи сами поддаются индоктринирующему влиянию этих бредовых суждений. Несмотря на всю, казалось бы, очевидную абсурдность, эта ситуация увы – реальность.
Данное явление я предложил бы квалифицировать как весьма серьезную социально-психологическую патологию, поразившую сознание современного российского обывателя. Относиться к этому надо как к болезни, а потому грех упрекать людей, рассуждающих подобным образом, им нужно помогать освобождаться от подобных попыток деструктивного контроля сознания. При этом замечу – те, кто навязывает людям подобные суждения, сами, как правило, не подвержены деструктивному влиянию этих идей. Они холодны и расчетливы. Для них это бизнес, они так зарабатывают себе на жизнь.
Но давайте поговорим обо всем по порядку. Попробуем ответить на ряд навязанных нам в связи с этим вопросов.
Вопрос первый – почему многие наши сограждане столь доверчивы? Почему с такой легкостью они вдруг разом поверили в существование каких-то дотоле неведомых «детей индиго»?
Частично мы уже на него ответили. Те, кто предлагает нам рассуждения о «детях индиго», освобождает нас от решения множества сложных проблем детского развития. И создаваемая таким образом иллюзия их решения оказывается для многих чрезвычайно привлекательной. Правда, не все так просто, есть и более глубинные причины, о которых мы поговорим в следующей части статьи.
Мы ждём ваших вопросов и с удовольствием познакомимся с Ваши опытом в области педагогики и дополнительного образования.
Будем чрезвычайно благодарны, если Вы ответите на следующие вопросы.
Пишите нам по адресу info@znatok.ru (укажите в теме письма «Профессору Савенкову»).